Цели йоги

«Забавная это вещь – делать невозможное».
Уолт Дисней.

Наверняка у большинства кто, мог бы, что то слышать о йоге и, не попробовав хотя бы одного занятия, представления о йоге и её целях как о чём то недосягаемом, сверх возможным и «это не для меня». Осознавание цели и мотивации в практике йоги как, в общем, и любом другом деле являются важнейшим принципом. В зависимости от цели, одно и тоже действие, может, приводит к различным результатам. Поэтому в практике йоги любого вида огромное значение придают философии, моральным и этическим аспектам для возможности формировать и ставить цель в своих занятиях так, что бы, они были полезными. В классическом тексте по йоге «Йога-Сутра», целям практики посвящена целая глава «О Сосредоточении», в ней также говорится о препятствиях в её достижении. [ЙОГА. ПАТАНЖАЛИ. ВЬЯСА. ВАСУБАНДХУ]

Высшей целью в практике йоги является «САМАДХИ» — «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ». Сосредоточение (самадхи), согласно Вьясе (IV в.н.э), есть базовое свойство сознания, его закономерная особенность, проявляющаяся в той или иной степени на всех уровнях его функционирования. Достаточно лаконично в тоже время содержательно Патанджали (II в. До н.э.) даёт определение значения и постановки цели йоги во второй блоке первой главы «Йога-Сутры». “YOGA CНITTAVRTTI NIRODHAH” «Йога есть остановка неконтролируемой деятельности сознания». [Патанджали. Йога-сутра, Самадхи-Пада 2. Пер. с санскрита К.Джонса Johns C. The classical Rajayoga, Sydney. MZ, 1992.]

«Дабы постичь реальную истинность, взгляни внутрь собственного сознания». [«Тибетская йога постижения ума». Пер. с санскрита К.Джонса Johns C. The classical Rajayoga, Sydney. MZ, 1992.]

«Йога есть способность абсолютного управления деятельностью сознания». [Патанджали. Йога-сутра, Самадхи-Пада 2, Пер. с санскрита Буаншо Б. Bouanchaud B. “The Essence of Yoga. Reflections on the Yoga Sutras of Patanjali”, Portland Rudra Press, 1997.]

«Йогой назовём состояние тотальной интегрированности самосознания, в котором человеческое существо равно полноценно осознаёт и контролирует все свои фактические проявления на всех уровнях бытия интегрального мира.» [А.Сидерский. Хатха йога как технология интегрального тренинга. Изд.»Ника центр» 2000г.]

С точки зрения философии йоги человек имеет четыре цели в своей жизни: дхарма, артха, кама и мокша. Дхарма — это долг. Без нее и этической дисциплины невозможен духовный прогресс. Артха — это приобретение богатства в целях независимости и возможности более возвышенных занятий в жизни. Она не может дать постоянную радость, но в то же время плохо питаемое тело является благодатной почвой для страдания и болезней. Кама — означает удовольствия жизни, которые в значительной степени зависят от здорового тела. Как гласит Катхо Упанишада, «самость» не может быть достигнута слабым. Мокша — есть освобождение. Просветленный человек осознает, что власть, удовольствия, богатство и знания преходящи и не несут свободы. Он пытается подняться над своими качествами саттвы, раджаса и тамаса и так избежать власти гун. Тело – это местопребывания Брахмана. Оно играет жизненную роль в достижении четырех целей жизни. Мудрецы знают, что хотя тело старится и изнашивается, оно служит инструментом для достижения реализации и, как таковое, должно поддерживаться в хорошем состоянии. Асаны и пранайамы очищают тело и ум и имеют защитное и лечебное воздействие. Их огромное количество, они служат различным потребностям мышечной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, нервной и других систем тела. Они вызывают изменения на всех уровнях – от физического до духовного. Каждый может убедиться в том, что когда асаны выполняются хорошо, дыхание пранаямы устанавливается автоматически. Мокша, или нирвана, есть постоянное обиталище вечного сознания, знания жизни, обитель блаженства, счастья и мира. Йога является надежным и непогрешимым средством для достижения нирваны. Таким образом, главной целью Йоги является освобождение духа от пут материальных желаний и постоянная, необратимая победа сознания над невежеством. За исключением нирваны, все остальные совершенства, достигаемые посредством Йоги, такие, как мистицизм, оккультные силы, сверхъестественные силы и другие ментальные и физические качества, являются вторичными целями: они лишь побочные продукты Йоги. Изучающего Йогу постоянно предупреждают о нежелательности использования этих сил, так как, увлекшись их демонстрацией, он может потерять свою высшую, главную цель, а именно: полную победу сознания над невежеством и природой.[ Б.К.С. Айенгар «Пранайама искусство дыхания» Изд.»София » Киев 1995г.]

Риши стремились к Самосознанию, которое называют также познанием Бога, нетлением, самадхи или счастьем. Они хотели обрести целостность. После Свами Вивекананды Соединенные Штаты (1893г) посещали многие великие мудрецы Индии, им показалось трудным полностью передать физические, психологические и духовные аспекты йоги культуре, в которой даже существование Бога ставили под сомнение. Однако некоторые из методов йоги людям удалось воспринять. Например асаны были приняты в качестве полезной тренировочной программы, позволяющим улучшить гибкость и подвижность тела, восстановить здоровье и сбросить вес, медитация подавалась как техника борьбы со стрессами, то есть промежуточной целю йоги, может быть обретение здорового тела или успокоить ум. [«Дживанмукти Йога» Девид Лайф и Шерон Генон Изд. «София » Киев 2003г.]

Философия йоги утверждает, что освобождение и счастье доступны каждому сущес¬тву, независимо от его происхождения, национальности, пола или религии. Глубоко внутри все мы инстинктивно понимаем это, но такое понимание обычно затеняется нашими мыслями, которые имеют тенденцию возражать. Поэтому цель йоги заключается в том, чтобы изменить не мир, а свой ум. [«Дживанмукти Йога» Девид Лайф и Шерон Генон Изд. «София » Киев 2003г.]

Когда эгоизм перестает быть главным побудительным мотивом действия, перед на¬ми открывается возможность истинного счастья. Сострадая чужой беде, вы поймете, что такое счастье. Благодаря служению всем существам вы испытаете счастье прекращения страдания. Замените вопрос «Что даст мне йога?» другим — «Как могу я служить Тебе, Господи?». Позвольте любви стать вашим руководящим принципом. Когда вы будете любить то, что вы делаете, у вас раскроются и внутренние возможности. Практика йоги помогает очистить ум. Грязь, от которой надо избавиться, — это авидья, неведение относительно своей истинной сущности, которая есть божественное «Я». Таким образом, йога помогает соединить индивидуальную душу с ее Божественным Источником, вернуться от своего теперешнего местопребывания к тому месту, откуда мы пришли. [«Дживанмукти Йога» Девид Лайф и Шерон Генон Изд. «София » Киев 2003г.]

Сознание можно рассматривать и как химический процесс. С точки зрения физиологии, все техники йоги создают основу для таких прозрений, ведь они влияют на эндокринные железы, изменяют химию мозга, помогая развить психокинетические спо¬собности, облегчающие созерцание. Но стремление к освобождению, которое вы в себе обнаружите, было у вас всегда. [«Дживанмукти Йога» Девид Лайф и Шерон Генон Изд. «София » Киев 2003г.]

Из радости все существа пришли,в радости живути к радости возвращаются. — Тайттирия-упанишада (3.6.1) Нас, жителей Запада, очень привлекает идея разделить все на части. Мы считаем, что так мы познаем «истину». Однако такой подход может негативно сказаться на нашей практике йоги. Он может привести к тому, что мы станем делить асаны на те, которые нам нравятся, и те, которые нам не нравятся. Или делить дни на хорошие и плохие и заниматься исключительно в хорошие дни. Однако истинная цель йоги — ощутить единство всего, не упуская при этом различий. Нашей культурной традиции свойственно доверять невидимому меньше, чем видимому. Однако невидимое постоянно оказывает на нас глубокое воздействие. Например, мы страдаем от тревоги, печали, подавленности, отчаяния и сомнений. Йога дает нам возможность подняться над подобными страданиями — и над мгновениями счастья тоже. В конце концов каждое мгновение душевной приподнятости, удовлетворения и радости завершается болью потери. Йога поможет вам сохранять невозмутимость в любых ситуациях, ибо учит вас быть открытыми, способными пропускать через себя радость и печаль так, чтобы они не нарушали покоя ума. [«Дживанмукти Йога» Девид Лайф и Шерон Генон Изд. «София » Киев 2003г.]

Осуществление цели йоги происходит систематическим путём — «Аштанга», из восьми равноправных составляющих: относящиеся к внешним первые пять ступеней – Йама, Нийама, Асана, Пранайама, Пратьяхара, и последние три внутриние ступени — Дхарана, Дхьяна, Самадхи.