Йога

 
 

Аштанга Йога — 8 ступеней поиска души

Ей можно не верить.
Её можно не понимать.
Её можно не замечать.
Ей можно даже изменить
Но рано или поздно
К ней возвращается каждый
Потому что Она – ИСТИНА!

Древнейшая традиция Йоги во II веке до нашей эры была систематизирована великим ведическим мудрецом Шримад Патанджали в его знаменитом шедевре «ЙОГА-СУТРА», которая состоит из четырёх глав: о высшем сознании, об ученичестве, о сверх-способностях, о полном отречении и свободе.

Система продвижения на пути Йоги состоит из восьми равноправных членов (составляющих) — Ashtanga. Йама, Нийама, Асана, Пранайама, Патьйахара, Дхарана, Дхяна, Самадхи – это восемь средств Йоги.

Систематизируя учение, мудрец разделил его на составляющие, что на первый взгляд противоречит самому учению «Йога». Йога – Единение (обуздание или в одной упряжке — пер. с санскрита). Но для того, чтобы была возможность учиться йоге и передавать ученье, необходима систематизация. Именно это очень успешно сделал Патанджали. Система совершенна и действенна, является наилучшим способом для начинающих в йоге, позволяет поэтапно осознавать различные проявления своей сущности. Структура учения указывает восемь ступеней йоговского опыта, разделённых на внешние и внутренние, последовательность которых способствует приближению упражняющегося к своему истинному состоянию.

Относящиеся к внешним, первые пять ступеней – йама, нийама, асана, пранайама и пратьяхара – обращают ум совершенствующегося во внутренний мир, а последние три – дхарана, дхьяна и самадхи, вместе называемые самьямой, — углубляют его вплоть до конечного Обособления.

Первые две ступени, йама и нийама, которые многие считают вроде бы необязательными, являются неотъемлемой частью системы и обязательным предварительным условием для дальнейшей практики. К сожалению, многие воспринимают текст буквально и ограничивают свою практику только теми упражнениями, которые описаны в сутрах, хотя суть не в количестве упражнений, а в системности, последовательности в развитии и познании Истины.

1. Яма состоит из пяти нравственных требований запретительного характера и призвана удалить возможные конфликты между совершенствующимся и обществом.
Ахимса – непричинение вреда;
Сатья – правдивость, истинность;
Астейа – нестяжание;
Апариграха – неприятие даров;
Брахмачарья – целомудрие, благоустремлённость.

2. Нияма – это дальнейшее развитие способностей «совершенствующегося» управлять своим сознанием – это внутреннее и наружное очищение, довольство, усердие, изучение и поклонение Богу.
Шауча – требования физической и нравственной чистоты;
Сантоша – довольство, умеренность, спокойная уверенность и внутренняя удовлетворённость своими природными качествами и путём к истине;
Тапас – «пыл, горение» — практика, уравновешивающая удовлетворённость; это усердие, стойкость и строгость в выполнении обетов;
Свадхьяя – изучение самого себя;
Ишвара Пранидхана – преданность, посвящение своих действий «Высшему».

3. Асана – буквально «сидение». Различные положения физического тела, ведущие совершенствующегося к физическому и психическому здоровью, гармонии и энергетической наполненности.

4. Пранаяма – «управление праной». Посредством дыхательных техник практикующий обретает контроль над умом и энергией.

5. Пратьяхара – «контроль чувств». Устранение направленной вовне деятельности тела и ума, сворачивая внимание органов чувств «вовнутрь», обращая его на объект более высокого уровня. Пратьяхара создаёт предпосылки внутреннего успокоения и подводит к духовной практике. Освобождение деятельности чувств от давления внешних объектов является заключительной ступенью психофизиологической аскезы.

6. Дхарана – «концентрация» — является удержанием ума на избранном объекте. Психоментальный поток, будучи сконцентрированным, «собранным», уже ничем не нарушается и не направляется случайным вниманием, автоматичностью или памятью.

7. Дхяна – «медитация» — ум полностью подчинён созерцанию; мысли, как масло, текут непрерывной струёй. Подвижная мысль как бы вытекает и наполняет объект, принимая его форму. В дхяне ещё различаются мыслящий, мышление и мыслимое.

8. Самадхи – «самость», «свершение» или «завершение» — когда ум без остатка погружается в объект созерцания, и сознание заполняется светом умосозерцательной формы. При этом прекращается деятельность сознания, отделяющая «я» от «не я», т.е. в сознании снимается последнее и главное противопоставление – субъекта и объекта. Необусловленное состояние, в котором больше нет «опыта», но есть только «откровение». Йогин достигает освобождения. Он – дживанмукта, «освободившийся в этой жизни».

В Клубе проходят специализированные тематические занятия и лекции.

Методики выполнения упражнений и практики йоги основываются на древних текстах по йоге и работах современных авторитетных авторов, и , конечно , во многом, на собственном многолетнем опыте практики и преподавания йоги.